Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Рекомендации по обеспечению безопасного нахождения учащихся и воспитанников в организациях образования

Опубликовано 04.08.2016
1. Цели и задачи
            Целью рекомендаций по обеспечению безопасного нахождения учащихся и воспитанников в организациях образования (далее - Рекомендации) является упорядочение деятельности организаций образования по обеспечению безопасности учащихся и воспитанников в организациях образования.  Рекомендация  подготовлена на основе ведомственных требований, с учетом национального законодательства, нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      Рекомендации предназначены для руководителей учреждений образования  с целью  организации и обеспечения безопасного нахождения учащихся в организациях образования.
      Рекомендации не носят нормативного характера, вместе с тем, они устанавливают общие подходы к обеспечению безопасного нахождения детей в учреждениях образования и алгоритм действий работников организации образования при возникновении несчастного случая и травмы.
           Рекомендации содержат требования по обеспечению безопасности учащихся и воспитанников в организациях образования и представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение здоровья и жизни обучающихся и воспитанников.
        Данные рекомендации послужат основой для разработки типовых правил внутреннего распорядка организации образования, утверждаемого постановлением акимата области, городов Астаны и Алматы.
    Виды, система и порядок организации безопасности в организациях образования регулируются законами Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании», от 8 августа 2002 года № 345 "О правах ребенка в Республике Казахстан", от 9 июля 2004 года № 591 "О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности", от 9 июля 2004 года № 591 "О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности" .
        Основными задачами Рекомендации являются:
- обеспечение единых подходов в рамках организации процесса безопасности учащихся и воспитанников в организациях образования;
- профилактика и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, детского травматизма, непредвиденных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью детей;
- определение порядка оперативного реагирования руководства учреждений образования на возникшую экстренную ситуацию.
2.     Общие положения
2.1. Ответственность за обеспечение безопасных условий обучения, воспитания, труда и отдыха в организациях образования возлагается на их руководителей.
2.2. В организациях образования с учётом работы групп продлённого дня, кружков (секций) и внеурочной деятельности необходимо  в правила внутреннего распорядка включить главу по обеспечению безопасности.
2.3. В организациях образования в доступном месте для всех педагогов, сотрудников и учащихся месте должна  быть размещена информация, утвержденная руководителем образования, в форме приказа, содержащая порядок, план эвакуации, алгоритм действий работников организации образования при возникновении несчастного случая или травмы обучающегося или воспитанника, контактные телефоны органов государственной противопожарной  службы,  скорой  медицинской помощи, фельдшерско-амбулаторного пункта, районного (городского) отдела ЧС,  руководителей организации (директор, завуч), медицинского работника организации, службы охраны.
2.4. Администрация, воспитатели и педагоги организации образования ведут наблюдение за поведением детей, обеспечивают их безопасность в столовой, в медицинском кабинете, на уроках, в спортивном зале и т.д.
2.5. Администрации, учителям, сотрудникам, воспитанникам и учащимся организации образования необходимо повысить уровень внимания ко всем факторам и явлениям, которые могут по небрежности, невнимательности и недисциплинированности способствовать к возникновению опасных (экстренных) ситуации:
2.6. В связи с чем, запрещается приносить в школу посторонние предметы (коробки, мешки, банки, бутылки, острые, легковоспламеняющие и взрывоопасные предметы и др.).
2.7. Планы проведения мероприятий организаций образования должны быть утверждены руководителем образовательного учреждения и согласованы с РОВД.
2.8. В целях исключения нахождения на территории и в здании школы посторонних лиц, а также предотвращения несанкционированного доступа установить следующий порядок пропуска:
- запрещается доступ в школу посторонних лиц, в том числе, родственников, знакомых учащихся и сотрудников без документов, удостоверяющих их личность;
-запрещается  доступ в школу лиц, без согласования администрации образовательного учреждения.
2.9. Правила приема посторонних лиц в здание учебного заведения:
- пропуск посторонних лиц проводить в приемные дни с соответствующей записью в книге приема посетителей;
- в выходные и праздничные дни доступ в здание запретить, за исключением проведения плановых культурно-массовых мероприятий, работы спортивных секций, возможных аварийных ситуаций.
2.10. Выход из здания школы учащихся средних и старших классов в урочное время и время дополнительного образования (работа кружков, секций и др.) в исключительных случаях проводить с письменного разрешения классного руководителя (данное разрешение хранить на посту охраны в течение месяца).
2.12. Учащихся начальной школы родители забирают по окончанию уроков по предварительному вызову учителя. Родители могут быть допущены в здание учебного заведения в соответствии с внутренним распорядком, утвержденным руководителем.
2.13. Запрещается несанкционированный въезд на территорию школы автотранспорта. При подвозе продуктов питания в школьную столовую, вывоза мусора и бытовых отходов, в аварийных ситуациях въезд транспорта   разрешается с соответствующей его проверкой и записью в журнале учёта автотранспорта.
2.14. Детям из дошкольных организаций образования запрещается покидать здание, не уведомив об этом учителя. В случаях самостоятельного ухода, происшествия, заболевания ребенка необходимо в оперативном порядке  оповестить администрацию, правохранительные органы, родителей. Воспитанников дошкольного учреждения и учащихся начальных классов запрещается передавать посторонним людям без письменного разрешения родителей.
2.15. Каждый работник, педагог, учащийся и воспитанник организации образования обязан при обнаружении недостатков и нарушений, касающихся обеспечения безопасности в школе, незамедлительно сообщить об этом руководителю образовательного учреждения, дежурному администратору или дежурному учителю.
2.16. В случае возникновения экстренных или других проишествий в организациях образования педагогам, учащимся, воспитанникам и работникам   необходимо следовать алгоритму действий работников организации образования при возникновении несчастного случая или травмы обучающегося или воспитанника (приложение 1.).
3. Руководителю организации образования необходимо:
§  ежегодно издавать  приказ «Об обеспечении безопасности в организациях образования, в том числе организации охраны, пропускного и внутришкольного режимов работы в зданиях и на территории организации  учреждения», учитывая особенности своего образовательного учреждения и довести под роспись до администрации, учителей и сотрудников учреждения образования;
§  создать в образовательном учреждении пожарную дружину, в задачу которых входят обеспечение эвакуации людей в случае возникновения пожара, использование первичных средств тушения (огнетушители);
§  взять под личный контроль выполнение мероприятий по обеспечению безопасности и соблюдение требований пожарной безопасности в школе;
§  определить ответственных лиц (дежурные  администраторы (заместители директора),  учителя и классные руководители дежурных классов) за обеспечение ежедневной безопасности учащихся и учителей школы, которые должны:
- прибывать в школу  за 30-40 минут, остальным учителям (воспитателям) за 15-20 минут до начала учебного процесса (работы) с целью проверки классных кабинетов (помещений) и готовности их к проведению занятий, а также для организованной встречи учащихся;
§  координировать  выполнение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности учащихся, постоянно проводить разъяснительную работу среди учащихся, их родителей, учителей, направленную на усиление бдительности, организованности и готовности к действиям в экстренных ситуациях.
§  организовать обучение тренировки персонала образовательного учреждения, обучающихся и воспитанников действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.
§  утвердить поэтажные планы эвакуации из помещений и здания школы.
§  утвердить план работы с сотрудниками, учащимися  по вопросам обеспечения безопасности.
§  в кратчайшие сроки принимать меры по устранению недостатков в соответствии с заявкой ответственных лиц за безопасность учащихся в ходе работы.
4.  Заместителю руководителя по воспитательной работе необходимо:
§  спланировать организацию проведения культурно-массовых мероприятий согласно утверждённому плану на учебный год. План мероприятий согласовывать с правоохранительными органами за неделю до их проведения с оформлением акта готовности к данному мероприятию.
§  включить в план воспитательной работы организацию встреч учащихся, учителей с сотрудниками правоохранительных органов (районный отдел внутренних дел, управление (отдел) по чрезвычайным ситуациям, дорожно-патрульная служба) с проведением занятий, бесед на темы обеспечения безопасности, профилактики травматизма в организациях образования и вне организации.
§  совместно с администрацией и учителями школы ввести практические занятия по проведению с учащимися тренировок на бдительность;
§  спланировать и взять на контроль проведение занятий с учащимися по изучению правил дорожного (железнодорожного) движения и обучению по безопасному поведению детей на дорогах и водоёмах.
§  организовывать и проводить мероприятия (конкурсы, викторины, КВН), направленные на совершенствование навыков учащихся  по знанию правил дорожного движения, активизировать работу отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) и дружин юных пожарных (ДЮП).
§  организовать проведение классными руководителями бесед с учащимися и ознакомление их в ходе изучения курсов  по темам "Оказание первой медицинской помощи", "Действия учащихся в экстремальных и чрезвычайных ситуациях ".
§  в ходе урочной деятельности и решения задач дополнительного образования обращать особое внимание на воспитание у учащихся чувства патриотизма и гражданского долга, ответственности за своё поведение, формирование у них способности противостоять любым попыткам вовлечения в экстремистские организации.
5.   Заместителю руководителя по административно-хозяйственной части необходимо:
§ осуществлять постоянный контроль за охранно-пожарной сигнализацией, электропроводкой и санитарно-техническим оборудованием.
§ ежедневно проводить профилактические осмотры электросетей, электрооборудования и инженерных коммуникаций здания школы, осуществлять проверку всех средств пожаротушения и укомплектовать ими помещения согласно требованиям документов и плана пожарной безопасности согласно требованиям пожарной безопасности.
§ содержать в исправном, рабочем состоянии средства пожаротушения, освещение территории, подвалов, входов в здания, запасных выходов и путей эвакуации.
§ ежемесячно проводить тренировки с членами добровольной пожарной дружины.
§ в ходе проведения генеральной уборки помещений школы и прилегающей территории особое внимание обращать на дополнительную проверку закрытых и труднодоступных в учебное время мест на предмет их чистоты и наличия посторонних предметов.
§ обеспечивать ежедневную проверку целостности и сохранности указанных объектов и имущества. Во всех помещениях иметь описи находящегося в них оборудования и имущества, а на каждом этаже здания, на хорошо видных местах, иметь планы (схемы) эвакуации людей и имущества при пожаре и в случаях возникновения  чрезвычайных ситуаций.  
§ проводить плановые проверки состояния пропускного режима, наличия и порядка ведения документации, состояния и исправности технических средств охраны, содержания запасных выходов проводить не реже двух раз в месяц,  результаты контроля заносить в журнал учета проверок состояния пропускного режима   и технических средств охраны;
§ сделать подборку и выдать учителям памятки, алгоритмы их действий при возникновении всевозможных чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарной безопасностью и другими ситуационными вариантами;
§ проводить  практическую тренировку по эвакуации учащихся и сотрудников.
§ контроль за соблюдением установленных правил трудового и внутреннего распорядка дня, условий содержания в безопасном состоянии помещений  образовательного учреждения.
§ организация и (или) участие в мероприятиях по устранению причин и условий, способствующих умышленному повреждению или порчи имущества и оборудования  образовательного учреждения;
§ обеспечение контроля за правомерным и безопасным использованием помещений образовательного учреждения, сдаваемых в аренду, проведением ремонтных и строительных работ.  
6.  Классным руководителям (кураторам) и всем учителям (преподавателям):
§  предупреждать, выявлять и пресекать факты недисциплинированного поведения отдельных учащихся. Взаимодействовать по этим вопросам с сотрудниками правоохранительных органов, с родителями обучающихся.
7. Дежурным учителям (преподавателям):
§  контролировать во время перемен  действия учащихся по соблюдению дисциплины и порядка в классах, помещениях общеобразовательных школ и в столовой. Следить чтобы учащиеся и воспитанники не заносили и не оставляли в классах, а также на подоконниках в коридорах запрещенные предметы.
§  оперативно докладывать директору школы обо всех несчастных случаях и происшествиях, случившихся во время его дежурства согласно алгоритму действий работников организации образования при возникновении несчастного случая или травмы обучающегося или воспитанника (приложение 1.).
§  убывать из школы после завершения учебной, внеурочной и культурной деятельности школы, проведя инструктаж дежурному охраннику по проверке помещений школы в ночное время, соблюдения пропускного режима, требований пожарной безопасности и закрытия калиток в ограждении территории.
8. Учителям (преподавателям) и ответственным за кабинеты (помещения):
§  постоянно осуществлять контроль за безопасным содержанием помещений и эксплуатации установленного в них оборудования, обеспечить сохранность имущества и документации, соблюдение установленного режима работы, выполнение правил эксплуатации, пожарной и электрической безопасности, своевременную уборку и сдачу под охрану.
§  нести личную ответственность за обесточивание электрооборудования  в случаях экстренной необходимости и по окончании рабочего дня.
§  не  проводить временные огневые и другие опасные работы без письменного разрешения руководителя организации образования и предварительной организации противопожарных  мер.
§  обозначить стандартными знаками предупреждения об опасности помещения и места расположения оборудования, имеющего повышенную пожарную, электрическую, травматическую опасность. Данные помещения  оборудовать надёжно закрывающимися, укреплёнными дверьми.
§  запретить в учебных классах, кабинетах, лабораториях хранение посторонних предметов, личного имущества, учебного оборудования и другого имущества, не внесённого в опись, проведение опытов и других видов работ, не предусмотренных утверждённым перечнем и программой.
§  содержать открытыми  двери запасных выходов  распашные решётки  замковыми устройствами во время проведения занятий (мероприятий) в помещениях первого этажа и запирать снова по окончании занятий (мероприятий).
§  иметь описи находящегося в них оборудования и имущества во всех помещениях.
§  педагогам, проводившим занятия в незакрепленных за ними учебных помещениях, брать ключи у охраны и возвращать их на место с записью в журнале учета выдачи ключей. Контролировать уборку учебного помещения после окончания занятий.
9.     Обеспечение охраны организации образования
§  под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на образовательное учреждение, совершения других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.
§  охрана объектов может осуществляться сторожевыми подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными предприятия (ЧОП), частными лицами, имеющими лицензию на ведение охранной деятельности, штатными сторожами и вахтерами согласно договору на охрану объекта и функциональным обязанностям.
§ необходимо определить место для несения службы охранников, обеспечивающее постоянный контроль за соблюдением пропускного режима и контроль за прибытием и убытием сотрудников и учащихся.