Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Опубликовано 04.08.2016

                    

           Для руководителей и персонала объектов, уязвимых в террористическом отношении, по вопросам организации работы по обеспечению их антитеррористической защищенности 

        Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 106 Плана мероприятий по реализации Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013 – 2017 годы.

        В методических рекомендациях приведены общие подходы к организации работы по обеспечению антитеррористической защиты объектов Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении.

         Цель данных рекомендаций – оказание помощи руководителям объектов в организации профилактических мероприятий и действий в чрезвычайных ситуациях, направленных на сохранение жизни и здоровья людей, минимизации последствий возможных террористических актов, а также для обеспечения условий, способствующих расследованию правоохранительными органами последствий преступных акций.

         При разработке методических рекомендаций использованы материалы из методических рекомендаций «Предупреждение террористических угроз на объектах, уязвимых в террористическом отношении», разработанных Антитеррористическом центром Республики Казахстан и Научно-исследовательским институтом КНБ Республики Казахстан.

 

Введение

 

           8 января 2013 года принят Закон Республики Казахстан                          «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму», предусматривающий меры по усилению защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении (далее – объекты УТО).

Законодательно определено понятие объектов УТО.

 

Статья 1 Закона «О противодействии терроризму»

Объекты, уязвимые в террористическом отношении – особо важные государственные, стратегические объекты и объекты отраслей экономики, имеющих стратегическое значение, опасные производственные объекты, объекты массового скопления людей, перечни которых и соответствующие требования, предъявляемые к ним, определяются Правительством Республики Казахстан.

       Введены нормы обязывающие руководителей этих объектов реализовывать меры по обеспечению соответствующего пропускного режима, оснащению современным инженерно-техническим охранным оборудованием, при содействии заинтересованных государственных органов проведению профилактических и учебных мероприятий, в том числе по ликвидации угроз техногенного характера.

 Статья 10-3 Закона «О противодействии терроризму»

Обязанности руководителей или иных должностных лиц объектов, уязвимых в террористическом отношении, независимо от форм собственности.

1. Руководители или иные должностные лица объектов, уязвимых в террористическом отношении, независимо от форм собственности, с целью предупреждения террористической деятельности, а также антитеррористической защиты объектов и соблюдения должного уровня их безопасности обязаны реализовывать мероприятия по:

1) обеспечению соответствующего пропускного режима, оснащению объектов современным инженерно-техническим охранным оборудованием в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями;
      2) разработке на основе типового паспорта – паспорта антитеррористической защищенности вверенных им объектов;
         3) проведению профилактических и учебных мероприятий по обучению персонала технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств;

4) планированию и отработке совместных действий с заинтересованными государственными органами и организациями по ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;

5) организации защиты информационных сетей объекта, обеспечения информационной безопасности.

В случае совершения акта терроризма руководители и (или) сотрудники объектов, уязвимых в террористическом отношении, независимо от форм собственности, обязаны незамедлительно информировать органы национальной безопасности или органы внутренних дел Республики Казахстан о совершенном акте терроризма и обеспечить эвакуацию персонала.

2. В целях реализации соответствующих мероприятий руководители или иные должностные лица объектов, уязвимых в террористическом отношении, независимо от форм собственности, обязаны предусматривать необходимое финансирование.

3. Невыполнение руководителями или иными должностными лицами объектов, уязвимых в террористическом отношении, независимо от форм собственности, указанных обязанностей влечет за собой ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан. 

       Внесены дополнения в статью 135-1 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях в части установления ответственности  руководителя объекта, уязвимого в террористическом отношении, независимо от формы собственности, обязанностей по обеспечению антитеррористической защиты и соблюдению должного уровня безопасности вверенного ему объекта.

 

Статья 135-1 Кодекса об административных правонарушениях

«Неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение руководителем или иным должностным лицом объекта, уязвимого в террористическом отношении, независимо от формы собственности, обязанностей по обеспечению антитеррористической защиты и соблюдению должного уровня безопасности вверенного ему объекта»

1. Неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение руководителем или иным должностным лицом объекта, уязвимого в террористическом отношении, независимо от формы собственности, обязанностей по обеспечению антитеррористической защиты и соблюдению должного уровня безопасности вверенного ему объекта, если эти деяния не имеют признаков уголовно наказуемого деяния, –  влекут штраф в размере от пяти до десяти месячных расчетных показателей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф в размере от десяти до тридцати месячных расчетных показателей. 

В рамках реализации Закона от 8 января 2013 года разработаны и утверждены постановления Правительства Республики Казахстан:

- «Об утверждении Перечня объектов Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении» от 28 августа 2013 года №876.

- «Об утверждении Типового паспорта антитеррористической защищенности объектов,  уязвимых в террористическом отношении» от 13 ноября 2013 года №1217. 

Примечание: После утверждения постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении требований к системе антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении» (на стадии принятия) необходимо дополнить  пункты 14, 15 Паспорта объекта УТО. 

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29.08.2013 года №876 утвержден Перечень объектов Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении.

Перечень

объектов Республики Казахстан,

уязвимых в террористическом отношении

 

№ п/п

 

 

Наименование объектов

1

2

1. Особо важные государственные объекты

1

Административные здания и объекты центральных исполнительных государственных органов, специальных, правоохранительных органов, их структурных и территориальных подразделений, местных представительных и исполнительных органов

2

Объекты Национального Банка Республики Казахстан, его филиалы и хранилища

2. Стратегические объекты

3

Объекты Республики Казахстан, охраняемые Службой охраны Президента и Республиканской гвардией Республики Казахстан совместно с подразделениями органов внутренних дел, включенные в перечень, утверждаемый Президентом Республики Казахстан, а также объекты, имеющие важное государственное значение

4

Воинские части Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований

5

Объекты с государственными материальными резервами (склады по хранению медицинских препаратов, горюче-смазочных материалов, продовольственные и вещевые склады)

6

Государственная организация по проведению стационарной судебно-психиатрической экспертизы и исследования лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений

7

Объекты космической инфраструктуры

8

Объекты жизнеобеспечения, в том числе в сфере:

теплоснабжения – теплоэлектроцентрали (свыше 50 Гкал);

питьевого водоснабжения – водозаборные сооружения

9

Объекты, связанные с добычей и переработкой топливно-энергетических полезных ископаемых, объекты химической промышленности

10

Объекты водного хозяйства (гидротехнические сооружения: гидроузлы, шлюзы, плотины; водохранилища, используемые для управления водными ресурсами)

11

Объекты связи, теле- и радиовещания республиканского значения

 

 

3. Опасные производственные объекты

12

Объекты государственных организаций и учреждений по разработке, производству, испытанию, исследованию и хранению особо опасных, бактериологических, биологических, химических, наркотических средств и прекурсоров

13

Объекты юридических лиц по хранению взрывчатых и ядовитых веществ

14

Объекты использования атомной энергии

4. Объекты массового скопления людей

15

Торговые объекты торговой площадью от 500 квадратных метров и более

16

Объекты общественного питания на 100 и более посадочных мест

17

Концертные залы, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек

18

Спортивные сооружения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек

19

Развлекательные сооружения, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек

20

Транспортные сооружения (вокзалы, станции, порты, аэродромы, аэропорты), включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек

21

Иные публичные сооружения (культовые здания (сооружения), объекты  государственных органов и подведомственных организаций, физических и юридических лиц, оказывающих государственные услуги, почтовой сети и обслуживания пользователей услуг связи с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек)

22

Организации образования, включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек

23

Организации здравоохранения, включая прилегающую к ним открытую территорию,   предназначенные   или   подготовленные   для    массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек

 

24

Места размещения туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и другие здания и сооружения, используемые для проживания туристов и их обслуживания), включая прилегающую к ним открытую территорию, предназначенные или подготовленные для массового пребывания людей с возможностью одновременного нахождения 200 и более человек

  

В целях выстраивания единых подходов реализации вновь принятых нормативных правовых актов, с целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта на объектах УТО рекомендуется реализовать следующие меры:

 Организационные мероприятия:

  1. 1.     Руководителям объектов УТО создать специальные рабочие комиссии по вопросам организации антитеррористической защиты вверенного объекта.

Состав комиссии объекта назначается приказом руководителя учреждения, организации.

В состав комиссии включаются: заместители руководителя учреждения, организации (заместитель директора) по безопасности, руководители служб безопасности (охраны), ведущие специалисты по энерго-, тепло-, водоснабжению (механик, энергетик и т.д.) и другие лица по усмотрению руководителя. Один из членов комиссии назначается секретарем комиссии и отвечает за ведение документации комиссии.

Работа комиссии может осуществляется на основании Положения, которое утверждается руководителями учреждения и определяет функции и задачи комиссии.

  2. Разработать Типовую инструкцию для персонала объекта УТО при возникновении угрозы совершения террористического акта и иных чрезвычайных ситуаций (приложение № 1 к методическим рекомендациям).

   Практические мероприятия:

Осуществление мероприятий по обеспечению антитеррористической защиты руководителем объектов УТО включает следующее:

  1. 1.    Общие положения

1.1.     Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты объекта несет его руководитель.

1.2.     Субъекты, осуществляющие охранную деятельность, несут ответственность согласно договору, связанному с охраной объекта.

1.3.     Под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направлен­ных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения акта терроризма, других противо­правных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.

1.4.     Охрана объектов может осуществляться специализированными охранными подразделениями органов внутренних дел Республики Казахстан, частными охранными организациями, частными охранни­ками, охранными подразделениями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ведомственными охранными подразделениями госу­дарственных органов (далее - службы безопасности).

1.5.     Лица, имеющие непосредственный доступ к организации сис­темы охраны, предупреждаются администрацией объекта о недопусти­мости разглашения сведений о режиме охраны объекта и правилах пользования техническими средствами охраны (далее - ТСО).

2. Руководитель объекта обязан:

2.1.     организовать охрану объекта и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укреплен­ности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации и вы­полнение сторонами обязанностей по договору;

2.2.     проводить совместно с руководителем службы безопасности (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны объекта с определением уязвимых мест.

2.3.     организовать разработку планов обеспечения безопасности объек­та (текущий и перспективный), принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, иной документации) по совершенствованию системы охраны);

2.4.     обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функцио­нирования аппаратуры сигнализации и связи; разъяснять персоналу объекта необходимость соблюдения этого требования;

2.5.     организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов;

2.6.     обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО;

2.7.     совместно с должностными лицами подразделения охраны органи­зовать обучение руководящего состава, сотрудников службы безопас­ности и персонала объекта действиям при возникновении угроз терро­ристического характера и чрезвычайных ситуаций;

2.8.     проводить совместно с руководителем службы безопасности (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за без­опасность) тренировки с сотрудниками охранных структур для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых меро­приятий, как при обнаружении подозрительных лиц и предметов, взрыв­ных устройств, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации его последствий.

  1. 3.     Организация службы по охране объектов УТО

3.1.  Субъекты, осуществляющие охранную деятельность, в соответ­ствии с условиями договора обеспечивают:

-          пропускной и внутриобъектовый режимы, взаимодействие со службой безопасности объекта, администрацией;

-          охрану объекта или отдельных его помещений, материальных цен­ностей, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дис­локации, контроль за действиями персонала, посетителей (покупателей, учащихся, отдыхающих, пациентов и т.п.), охрану общественного поряд­ка и пресечение правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулиро­вания в рамках своей компетенции;

-          реагирование на сигналы срабатывания средств охранно-пожарной сигнализации и тревожной сигнализации;

-          пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект;

-          участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие совершения актов терроризма.

3.2.  Сотрудники службы безопасности выполняют служебные обязанности в составе наряда охраны в форменной одежде, экипированные средствами индивидуальной защиты и вооруженные в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность службы осуществляющей охрану объекта.

Применение оружия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

3.3.  Ответственными лицами подразделения службы безопасности проверяется готовность наряда перед заступлением на службу к ее несению и проводится инструктаж. В инструктаже службы безопас­ности могут принимать участие руководители объектов, руководящий и инспекторский состав управлений (отделов) специализированной охраны при территориальных органах внутренних дел.

  1. 4.     Наличие разработанной документации

В целях организации надежной антитеррористической защиты объекта рекомендуется иметь следующие документы:

1)    наличие приказов по организации работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной и промышленной безопасности объекта, определяющих ее состав и задачи при выполнении предупреждающих мероприятий;

2)    наличие распорядительных документов по определению ответст­венного должностного лица за обеспечение безопасности объекта, и утвержденного порядка действий руководства объекта и субъекта охранной деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций;

3)    сведения о системе контроля за соблюдением требований аварий­ной безопасности;

4)    сведения о проведении инструкций о действиях сотрудников объекта и субъектов охранной деятельности при выявлении вызывающих опасность предметов, возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

 

5)    сведения о мероприятиях по обучению персонала способам защи­ты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

6)    наличие памяток для персонала, посетителей и арендаторов (на объектах массового скопления людей) по действиям в период чрезвы­чайных ситуаций с указанием телефонов органов МВД, МЧС, КНБ, в том числе аналогичных памяток на информационных стендах;

7)    наличие утвержденных схем эвакуации населения и информационных указателей эвакуации.

Меры инженерно-технической укрепленности объекта

Инженерно-техническая укрепленность объекта - это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающее необхо­димое противодействие несанкционированному проникновению (слу­чайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.

Основой обеспечения надежной защиты объекта от угроз террорис­тического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в соче­тании с оборудованием данного объекта системами охранной и тревож­ной сигнализации.

В целесообразных случаях для усиления защиты объекта и опера­тивного реагирования применяются системы контроля и управления доступом, охранного видеонаблюдения и оповещения.

В обоснованных случаях допускается для защиты отдельных конструктивных элементов объекта и уязвимых мест использовать только системы контроля и управления доступом или охранного видеонаблюде­ния, при наличии в них устройств, выполняющих аналогичные функции систем охранной и тревожной сигнализации.

Организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение объекта системой пожарной сигнализацией, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами в облас­ти пожарной безопасности.

Пожарная сигнализация при наличии технической возможности под­ключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.

5.1.  Ограждение периметра, отдельных участков территории объекта.

5.1.1.                 Ограждение должно исключать случайный вход (проход) людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию объекта, минуя главный вход (контрольно-пропускной пункт, калитки, ворота и другие официальные проходы).

5.1.2.                 На объектах, к которым предъявляются требования о запрете несанкционированного проникновения, должно устанавливаться дополнительное ограждение для усиления основного ограждения территории объектов.

5.1.3.                 Ограждение, как правило, должно выполняться в виде прямо­линейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны.

К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. На последних, если это одноэтажное здание, следует также устанавливать дополнительное ограждение.

Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других поврежде­ний, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.

5.1.4.                 Выбор конструкций и материалов основного ограждения объек­та, обеспечивающих требуемую надежность защиты объекта, произво­дится в соответствии с категорией объекта (техническим паспортом объекта, другими руководящими и нормативными документами).

5.2.  Ворота, калитки

5.2.1.                 Ворота устанавливаются на автомобильных и железнодорож­ных въездах на территорию объекта. По периметру территории охра­няемого объекта могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.

На отдельных участках периметра объектов и с внешней стороны ворот на объектах (в соответствии с ведомственными требованиями) следует устанавливать специальные устройства для ограничения скорости движения автотранспорта, а на особо важных объектах - противотаранные устройства, либо использовать шлюзовую систему ворот.

5.2.2.                 Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении.

Ворота с электроприводом и дистанционным управлением должны оборудоваться устройствами аварийной остановки и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания.

Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).

5.2.3.                 При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот следует устанавливать замки гаражного типа или навесные. Запасные или аварийные ворота (запасные или аварийные) со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и навесные замки.

Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком.

5.3.  Контрольно-пропускной пункт

5.3.1.                 Объект, на котором установлен пропускной режим, должен оборудоваться КПП для прохода людей и проезда транспорта.

Осмотр автотранспорта на КПП рекомендуется осуществлять с использованием смотровых площадок, эстакад.

5.3.2.                 Для пропуска на объект сотрудников и посетителей КПП обо­рудуется турникетами. В случае, если рядом с КПП отсутствуют въездные ворота, конструкция турникетов не должна препятствовать экстренной эвакуации людей.

5.3.3.                 Устройства управления механизмами открывания, прохода/ проезда, охранным освещением и стационарными средствами досмотра должны размещаться в помещении КПП или на его наружной стене со стороны охраняемой территории. В последнем случае должен исклю­чаться доступ к устройствам управления посторонних лиц.

5.3.4.                 Окна КПП и двери должны оборудоваться защитными конструкциями. Для контроля в неурочное время подъезжающего транспорта и прибывающих граждан сплошные ворота и входная дверь на территорию объекта должны быть оборудованы смотровыми окошками и «глазками», целесообразно также использовать средства видео­наблюдения и переговорное устройство.

5.3.5.                 Места несения службы охранниками оборудуются индивидуальными средствами защиты с целью воспрепятствования проникно­вению преступников, обеспечения личной защищенности охраны и воз­можности принятия мер противодействия.

5.3.6.                 В зависимости от категории объекта на КПП рекомендуется предусмотреть:

-          помещение для хранения и оформления пропусков (карточек);

-          камеру хранения личных вещей персонала и посетителей объекта;

-          комнату досмотра;

-          помещение для сотрудников охраны и размещения технических средств охраны.

5.4.  Дверные конструкции

5.4.1.                Входные двери объектов должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений объекта.

Входные наружные двери, по возможности, должны открываться наружу.

Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.

5.4.2.                 Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов на объект, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудо­вать дополнительной запирающейся дверью.

При невозможности установки дополнительных дверей необходимо входные двери блокировать техническими средствами охраны раннего обнаружения, подающими тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома двери.

5.5.  Оконные конструкции

5.5.1.                 Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех поме­щениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в целесообразных случаях обо­рудованы ТСО.

5.5.2.                 При оборудовании оконных конструкций металлическими решетками их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами, которые должны иметь открывающуюся конструк­цию.

Решетки должны обеспечивать как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения в экстремаль­ных ситуациях.

При установке защитного остекления всех классов - решетки, став­ни, жалюзи и др. силовые элементы на окна могут не устанавливаться.

5.6.  Другие технологические каналы

Двери и коробки чердачных и подвальных дверей (погрузо-разгрузочных люков) по конструкции и прочности должны быть аналогич­ными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечаты­ваться должностными лицами, определенными администрацией объекта.

6. Оборудование объекта техническими средствами охран­ной и тревожной сигнализации

6.1.     Защита периметра территории и открытых площадок

6.1.1.                 Технические средства периметральной охранной сигнализации должны выбираться в зависимости от вида предполагаемой угрозы объекту, требований к уровню его защищенности, помеховой обстанов­ки, рельефа местности, протяженности и технической укрепленности периметра, типа ограждения, наличия дорог вдоль периметра, зоны отторжения, её ширины.

6.1.2.                 Охранная сигнализация периметра объекта проектируется, как правило, однорубежной.

В целесообразных случаях для усиления охраны, определения направления движения нарушителя, блокировки уязвимых мест следует применять многорубежную охрану.

6.1.3.                 Технические средства охранной сигнализации периметра могут размещаться на ограждении, зданиях, строениях, сооружениях или в зоне отторжения. Охранные извещатели должны устанавливаться на стенах, специальных столбах или стойках, обеспечивающих отсутст­вие колебаний, вибраций.

6.1.4.                 Все оборудование, входящее в систему охранной сигнализации периметра, должно иметь защиту от вскрытия.

6.2.     Защита здания, помещений

6.2.1.                 Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т. д.), через которые возможно несанк­ционированное проникновение в помещения объекта.

6.2.2.                 Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанав­ливаться скрытно или маскироваться.

6.3.     Защита персонала и посетителей объекта

6.3.1.                 Для оперативной передачи сообщений на центральный пункт охраны или дежурную часть органа внутренних дел непосредственно или через специализированные охранные структуры о противоправных дейст­виях в отношении персонала или посетителей объект должен оборудовать­ся устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопка­ми, радиокнопками,